4 minute read

Элиягу Эссас

Рав Элиягу Эссас вопрос ра ввин у

— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас! Мне 28 лет. Родители развелись, я остался жить с матерью. Она вела аморальный образ жизни. Приводила мужчин в дом, иногда бомжей. Мама стала алкоголичкой, лечение не помогло. Пытался с ней говорить. Бесполезно! Ее увозили в лес, пытались изнасиловать, я всю жизнь ее спасал. Сейчас у меня жена и грудной ребенок. Мы живем с мамой, и она продолжает пить, выгоняет нас из дома. Финансовое положение не позволяет нам снять квартиру. Возможен только вариант через суд. Я поднял на нее руку, нарушив веление Б-га. Скажите, как можно в такой ситуации соблюдать заповедь почитания матери? Захар, Минск

Фото: encrypted-tbn0.gstatic.com

— Ситуация у Вас, безусловно, крайне сложная. Искренне сочувствую Вам. В таких обстоятельствах необходимо иметь четко выстроенную «шкалу приоритетов» и, ориентируясь на нее, принимать те или иные решения. В нашей традиции на первом плане всегда духовное развитие (изучение Торы, выполнение заповедей). На втором месте— семья (возможность материально обеспечивать жену и детей, дать детям хорошее воспитание). Потом— все остальное, из других жизненных сфер.

Ваше беспокойство о матери— вполне можно понять. Но на Вас— ответственность за собственную семью. Это самое главное. И совершенно очевидно (Вы и сами хорошо знаете), что жить в одной квартире с матерью категорически нельзя. Проживание семьи под одной крышей с родителями, даже с самыми замечательными, вообще не рекомендуется. А в Вашем случае об этом просто не может быть и речи. Неадекватное поведение матери, несомненно, отразится (а может, уже отражается) на Ваших взаимоотношениях с женой, даже если она ради Вас готова со многим смириться. При этом основной вопрос: как в атмосфере психологически неблагополучного дома растить и воспитывать ребенка? Думать, что грудной ребенок еще не в состоянии воспринимать происходящее— глубокое заблуждение. Он не только воспринимает, но и эмоционально реагирует на обстановку, которая его окружает. И все это может иметь для него в будущем негативные последствия. Впрочем, Вас, собственно, как следует из содержания Вашего письма, и уговаривать не надо. Вы и без меня приняли решение разъехаться с матерью. И акценты, которые я здесь расставил, нужны, главным образом, для того, чтобы подтолкнуть Вас к скорейшему разрешению этой болезненной проблемы. И остается вопрос: как это осуществить?

Вы пишете: «Возможен только вариант через суд». Вы, полагаю, пытались договориться с матерью о размене жилплощади по-хорошему, в момент, когда она была трезвой и отдавала себе отчет в том, что происходит. И она, видимо, с Вами не согласилась.

Что делать теперь? Если квартира полностью принадлежит матери (она купила ее или приватизировала на свое имя), судиться с ней, забирать у нее часть жилплощади Вы не можете. Нельзя отсуживать у родителей их собственность. Другое дело, если квартира принадлежит государству, и Вы с матерью оба прописаны в ней, или по акту приватизации Вы— законный совладелец этой квартиры. Тогда проблему с жилплощадью можно решить через суд.

Если Ваша семья еврейская— надо обратиться в раввинский суд. Но грамотный, уполномоченный заниматься такими вопросами, раввинский суд вряд ли есть в Вашем городе. Следовательно, придется идти— в гражданский. В надежде, что там вынесут справедливое, насколько это возможно в условиях государства, где Вы живете, судебное определение. Нужно быть готовым к тому, что разбирательства в суде могут занять много времени. А ситуация, в которой находится сейчас Ваша семья, требует безотлагательного урегулирования. И тут я посоветовал бы Вам все же вернуться к варианту съема жилья.

Да, финансовые сложности непросто преодолеть. Однако, учитывая, что теперешние Ваши обстоятельства— абсолютно неприемлемы, губительны не только для ребенка и его будущего, но и в целом для становления молодой семьи, попробуйте еще раз рассмотреть такой выход из положения всесторонне и творчески. Быть может, обсудив данный вопрос с женой, вы вместе найдете способы сократить семейный бюджет и ограничиться самым необходимым. Или, к примеру, Вам удастся найти работу с большей зарплатой. Пусть— и с понижением «социального статуса», пусть— не по специальности, которую Вы приобрели, учась в институте. Специализацию, особенно, в Вашем возрасте, всегда можно изменить, выбрав наиболее востребованную и хорошо оплачиваемую. Ведь главное— благополучие Вашей семьи.

И последнее. О матери и соблюдении заповеди о почитании родителей.

Разговоры с ней «во спасение», думаю— бесполезны. Она больной человек. Алкоголизм— тяжелая и далеко не всегда излечимая болезнь. В чем Вы и сами могли убедиться. Но ведь на Вас и не лежит обязанность воспитывать ее. Ее поведение и образ жизни— между ней и Всевышним. Ваша задача— стараться не конфликтовать с ней (надеюсь, что употребленное Вами выражение «поднял на нее руку»— фигуральное). Не быть ей «нянькой», но помогать по мере возможностей и сил. К примеру, время от времени привозить ей готовую еду (давать в руки деньги алкоголику нельзя), купить ей лекарство, если она заболеет, и т.п. Быть может, когда Ваша семья, что называется, «встанет на ноги», у Вас появятся средства на то, чтобы нанять женщину, которая будет присматривать за ней. Но посвящать матери всю свою жизнь в ущерб собственной семье— этого заповедь о почитании родителей не предусматривает.

В Москве открыли мемориал Перецу Маркишу

На Тверской улице в москве открыли мемориальную табличку поэту Перецу маркишу, в 1952 году казненному советскими властями по делу Еврейского антифашистского комитета, сообщает ТАсс. Табличка находится на стене дома 36, стр. 1 на 1-й Тверской-Ямской улице, где поэт жил до своего ареста.

«П ерец Мар киш — из вестная личность в Советском Союзе: и как поэт, и как символ для группы людей, которая делала все, чтобы еврейская жизнь продолжалась в непростой период 40-х годов XX века. Мы всегда видели, что евреи в СССР хотели чувствовать Перец Маркиш— единственсебя как евреи, а те, кто его ный в СССР лауреат Ленинрасстрелял, хотели достичь ской премии за произведения обратного эффекта. Рад, что на идиш. В 1949 году он был сегодня мы можем говорить арестован как член президиума о таких людях», — во время Еврейского антифашистского церемонии открытия скакомитета и 12 августа 1952 года зал временный поверенный расстрелян. Посмертно реабив делах Израиля в РФ Яков литирован в 1955 году. Ливне. АЕН

This article is from: