
5 minute read
Элиягу Эссас
вопрос ра ввин у
Рав Элиягу Эссас
Шалом. Мы с мужем никогда не пропагандировали детям свои взгляды, потому что считали, что каждый здравомыслящий человек может понять, где правда и где ложь. Хотя и не скрывали своё мировоззрение. Иногда обсуждали некоторые события при детях. Если они задавали вопросы, не уходили от них, объясняли происходящее, с нашей точки зрения. Дети подросли, и две старшие девочки считают нас расистами. Младшая (ей сейчас 15 лет) более прямая: в связи с недавними беспорядками в Америке, она несколько дней назад стала говорить о том, что в мире и, в частности, в Америке процветает расизм. Дочка упорно твердила, что Джордж Флойд был законопослушным гражданином и его убили только потому, что он чёрный. Я рассказала и даже показала несколько репортажей (с высказыванием самих протестантов), что их главная цель разрушить Америку— и чем больше, тем лучше. На что она привела мне репортажи левых СМИ, как полицейские стреляют в ни в чем не повинных мирных демонстрантов. Она не верит ни одному моему слову, когда я пытаюсь рассказать, что происходит на самом деле в Америке и в Израиле. Пожалуйста, подскажите, что делать. Не поднимать более этого болезненного вопроса во имя мира в семье и молиться, чтобы Всевышний послал ей разумение? Или всё-таки каким-то образом попытаться объяснить, что она стала жертвой грязной пропаганды? Мирьям, Израиль
— На самом деле в Вашем письме между строк содержатся чрезвычайно важные вопросы о воспитании детей.
Чтобы не превратить ответ в брошюру, а то — и в книгу, сосредоточусь на минимально необходимом.
Практически все дети в возрасте где-то 12-14 лет вступают в период становления личности. На этом этапе развития они стремятся сформировать собственный взгляд на мир. И нередко делают это довольно простым способом— методом отрицания родительских позиций.
Это надо осознавать. И понять, что родителям следует не просто повторять свои воззрения взглядов, ибо дети их отвергают, но— прилагать основные усилия к тому, чтобы развить и укрепить хорошие отношения с детьми. В том числе— в самых разнообразных практических делах. Поддерживая их во всем, в чем можно и нужно их поддержать, что относится в немалой степени к эмоциональной сфере. В области «интеллектуальной», в сфере, где происходит «битва умов», прежде всего, нужно демонстрировать интерес и внимание к тому, что они говорят. Не надо ничего опровергать.
Соглашаться с неправильными воззрениями естественно —нельзя. Что нужно делать, так это— задавать им вопросы, не принимая на веру любое их утверждение.
Приведу примерный список вопросов, которые нужно задавать подростку в ответ на выражение его позиции:
Почему ты так думаешь?
Какие у тебя для этого основания?
Почему твое обоснование своей позиции, на твой взгляд— верное?
Если они подтверждают свои мысли какими-то высказываниями, не относящимися к духовному наследию наших Учителей— всегда стоит спросить: почему ты считаешь, что тот человек знает, о чем он говорит? Почему надо верить его словам?
Если в основе точки зрения подростка— увиденное в интернете, уместным будет вопрос: разве ты не знаешь, что любой видеосюжет редактируется (что-то вырезают, чтото склеивают)? И даже когда идет прямая трансляция— зачастую угол и момент съемки выбирают так, чтобы в объектив попадало то, что хочет показать зрителю оператор. Короче говоря, любыми видеороликами и текстами, как правило— кто-то манипулирует.
Если подросток скажет, что манипуляциями занимаются все— с этим не надо спорить. Наоборот, предложить любую информацию, рассуждения и комментарии (и с правой и с левой, с любой стороны) — подвергать сомнению. Без цинизма и с верой в то, что в мире существует возвышенная духовность, исходящая от Всевышнего.
Чтобы не «сидеть на крючке» у СМИ и инфлюэнсеров, посоветуйте подростку учиться вырабатывать умение сортировать информацию— отделять главное от второстепенного, находить причины, по которым в конкретном органе СМИ и конкретным инфлюэнсером ставятся те или иные задачи.
Можно предложить подростку свою помощь. И если он согласится — попытаться вместе с ним анализировать и размышлять.
Очень важно постоянно помнить, что разговаривать с подростками родителям надо спокойно и доброжелательно, изо всех сил стараясь избегать криков, запальчивых споров и т.д.
И, наконец— последнее.
Конкретные споры, слова, фразы потом забываются. А вот образ, ощуще
Окончание. Начало на с. 27
Это всего лишь бараний или козий рог. К тому же в шофар разрешено трубить в праздничный день, не совпадающий с шаббатом. А играть на музыкальном инструменте запрещено как в шаббат, так и в праздники.
Шофар относится скорее к предметам религиозного ритуала, которыми разре шено пользоваться в шаббат.
Например, мы разворачива ем свиток Торы и читаем из него недельный раздел.
Так в чем же дело? Причина запрета следующая.
Каждый еврей хочет выполнить заповедь, повелевающую слушать шофар в Рош Хашана, но далеко не каждый умеет трубить в рог. Поэтому может случиться так, что какой-то еврей возьмет свой шофар и принесет его к тому, кто умеет трубить. В результате, если этот день— шаббат, он ненароком нарушит правило, запрещающее переносить предметы из одного владения в другое. Поэтому мудрецы воспользовались своей властью, предоставленной им
Торой, чтобы отменить мицву шофара, когда Рош Хашана выпадает на шаббат.
Так, на всякий случай. ние— надолго остаются в памяти.
Серьезный настрой, доброта, мудрость родителей, которые не сердятся, не ругают, не осуждают своих детей, но — стараются понять их, сердцем быть с ними (что совершенно не подразумевает обязанность соглашаться со всеми их идеями) — все это помогает пройти трудный период взросления юношества от 15 до 20-25 лет.
И, конечно же, очень важно просить Всевышнего поддержки, которая поможет успешнее справиться со стоящими перед
Вами задачами...
Вот насколько важна святость субботнего дня. Гипотетическая и очень маловероятная ситуация, которая может случиться, допустим, в соотношении одна на тысячу или даже реже, стала достаточной причиной для отмены важнейшей мицвы Рош Хашана. Но есть и другое, более позитивное объяснение. Мудрецы Израиля отменили эту мицву, пожертвовав духовным возвышением всего народа и своим собственным ради какого-то воображаемого простого еврея, живущего на периферии, вдали от центров еврейской учености. Они позаботились о нем, хотели, чтобы и он вместе со всеми евреями правильно соблюдал шаббат. Мы все— единый народ и отвечаем друг за друга. Ошибка одного человека может пагубно отразиться на судьбе всех евреев. Ведь в Рош Хашана суд вершится не только над отдельными людьми, но и над целыми нациями и государствами.
С наступающим 5781 годом и хорошей вам записи в Книге Жизни!
«Хатима това!»