Наследник, 2012, № 42

Page 68

Почему дореволюционные многодетные семьи не могут служить для нас примером?

Филипп Якубчук

66

Т

ри – это много или мало? По самому первому детскому счету «много» – это всё, что больше трех, но относительно критериев многодетности это почему-то не так, ведь многодетными закон считает семьи уже с тремя детьми. Почему сегодня три ребенка в семье – это много? Многодетность в наши дни всё реже воспринимается как удел нищих маргиналов. Но к решившимся на это общество продолжает относиться по меньшей мере как к людям с сумасшедшинкой. Многодетность воспринимается как диковинка, и это скорее закономерно. Ведь современная многодетность – явление с точки зрения социологии уникальное, новое и слабоизученное. Общество удивляется этому не меньше, чем содомитским «бракам». Это как бы две крайности, только одной общество страшится и желает оставить в прошлом, а к другой настороженно, но не без любопытства присматривается. Когда речь заходит о многодетности, вспоминаются дореволюционные огромные семьи с десятком детей, и многие говорят: «Вон моя прабабка воспитывала десятерых – и ничего, почему же сейчас не тянем? Ослабели!» Отчасти да, но не совсем. Те многодетные семьи имели другое строение, уклад жизни, существовали в совершенно ином общественно-экономическом контексте, чем нынешние, и такие сравнения далеко не всегда уместны. Другое было всё. Во-первых, то, что мы считаем многодетностью, в имперской России считалось нормой жизни. Ненормально было детей не иметь. К таким относились с сочувствием. Многодетными по сегодняшним меркам были правители страны, достаточно вспомнить прекрасных дочерей и сына последнего императора. Сегодняшние правители не дают нам такого примера. Во-вторых, социальные роли женщины и мужчины были четко определены: мужчина – кормилец и защитник, женщина – мать. В-тре-

тьих, семьи имели иную структуру. Общество было сословным, и патриархальные многодетные семьи можно условно разделить на два типа: дворянско-купеческие и крестьянские. Каждый тип имел особые механизмы распределения нагрузки по уходу за детьми, но в обоих случаях эти нагрузки не ложились лишь на двух человек – супругов. В-четвертых, действовала совершенно иная, естественно сложившаяся система расселения, когда решительное большинство семей жило в отдельных домах, а не в многоэтажных клетушках. В-пятых, большая часть населения страны работала там же, где и жила, особенно это касается крестьян, в наименьшей степени – разночинцев. Это не вырывало отцов семейств из семейной жизни на время рабочего дня. В-шестых, не было контрацептивов, а сегодня они общедоступны в разнообразных формах. Более архаичные крестьянские семьи нередко жили большой патриархальной семьей, которую возглавлял отец семейства. Сегодня такие семьи называют многопоколенными. На Русском Севере, да и в других регионах в деревнях еще стоят построенные в XIX веке большие двухэтажные крестьянские дома в несколько изб с пристроенным крытым двором. Такие дома строила одна большая семья-артель, а каждая супружеская пара занимала свою избу*. Такой семьей было проще выживать, поддерживая друг друга, можно было достичь нужной концентрации рабочих рук. Воспитание маленьких детей распределялось на сестер, бабушек, дедов, старших детей, мать могла рассчитывать на их постоянную помощь. Детей не опекали так, как это делается сегодня. Маленького ребенка могли брать на полевые работы, где мать прерывала работу для кормления. А могли ребенка туго запеле* «Изба» происходит от старинного «истопа», «истьба», то есть отапливаемое помещение в виде сруба в четыре стены.


Issuu converts static files into: digital portfolios, online yearbooks, online catalogs, digital photo albums and more. Sign up and create your flipbook.