STORY.2008.05

Page 37

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ

D„ггт Угейчас

S 5 s ° « jjj * £ 1 « 2 g S о * £ S * о §

чит ает К

пеш ий по ист о 1

лодую любовницу. Но он делает мне маленькие одол­ жения: подвозит на маш ине м оих знакомы х и иногда приносит еду из магазина - за мои же деньги». Страш ­ но, но это т и п и ч н а я и сто р и я д ля Ф р ан ц и и . Узнав французов поближе, я испытал настоящий шок. В мас­ се своей это очень расчетливые люди. П онятие дружбы заменило другое понятие - компаньонство. Французы ни к чему и ни к кому не привязываю тся. Они вы раж а­ ются на этот счет достаточно грубо: «Прошлое - это то, что описано». Таково воспитание. Во Ф ранции таким образом устроена система обучения, что каж ды е дватри года дети переводятся на новую ступень и, следовательно, попадают в новый коллектив. И м не позволяется друж ить с одноклассниками. Представьте, дело доходит до того, что детей, которы е привязы ваю тся друг к другу, разводят по разны м классам. Так французы учатся рассчиты вать только на себя. У нас другая крайность - дружба навек, дружба до гроба. И мне это ближе. Потому и все мои друзья во Ф ранции - по' лукровки или русские эмигранты. Довольно долго моей соседкой по парижской квартире была русская эмигрантка Вера Яковлевна Венгерова, которую привезли в Париж из Харькова в 1917 году в годовалом возрасте, Когда она скончалась, ее дети подарили мне несколько ее вещей, которые датированы первой половиной XX века. А еще я попросил у них цветы, которые она выращ ивала на балконе (их собирались выбросить). К цветам у меня особенное отношение, потому что их любила разводить моя мама. Н а балконе московской квартиры всегда вился плющ и цвели юж ноафриканские ф иалки. А теперь на моем париж ском балконе цветут розы. Я счастлив, что у меня осталась такая память о моей подруге Вере Венгеровой.

..... 41

Конец 90-х. Возвращение Я вернулся в новую Россию. Ч то меня поразило? Н а самом деле прои зош л о ож и даем ое - дикое расслое­ ние общ ества. А совковая установка - ж и ть не хуже других - осталась. Я не критикую . Такой ж е Россия бы ла и в XIX веке. Только «в минус» уш ли совесть, честь, ар и сто кр ати зм , геноф онд... О стал о сь к у п е ­ чество. Ведь по сути все новы е богаты е - это те ж е купцы . Деньги сделали на торговле: продали неф ть п о л у ч и л и газ, газ п р о д а л и - п о л у ч и л и оруж и е... И зап р о сы со вр ем ен н ы х к у п ц о в очень п охож и на зап р о сы куп ц ов XIX века. Вы знаете, что в XIX в е­ ке создатель и законодатель вы сокой моды Ч арльзФ редерик Ворт ж и л исклю чительно за счет русской клиентуры ? Э тот разм ах возвращ ается. Е динствен­ н а я н а ц и я , с ам ая м о д н ая в м и р е на сего д н яш н и й день, - русская. М ы ч и таем м одн ы е ж у р н ал ы , как Библию. А в это врем я в самой Европе н и кто модой не интересуется. С емь веков европейцы бы ли одер­ ж и м ы модой. А сейчас хотят просто ж ить! С егодня мода в Европе - это не п род укт внутреннего п о тр е­ бления. Это продукт экспорта.

2008 год. Министерские амбиции Сейчас я учусь в аспирантуре МГУ, скоро получу сте­ пень кандидата искусствоведения. А потом открою Музей моды. Ведь что есть русский стиль, а что - псев­ дорусский? Э того и у нас-то точно не знают. Многие образцы русского платья хр ан я тся в нью -йоркских и париж ских музеях моды, а в основном - в частных коллекциях. Хочу вернуть это в Россию. И стать м и­ нистром культуры. Да-да, еще увидите...


Issuu converts static files into: digital portfolios, online yearbooks, online catalogs, digital photo albums and more. Sign up and create your flipbook.